Для автотуристов и водителей-дальнобойщиков представляют определённый интерес портативные СиБи рации с АМ/FM модуляцией. С такими рациями можно связываться на канале дальнобойщиков (27,135 МГц – С15евр, АМ-модуляция) не только из салона автомобиля (обязательно с внешней автомобильной антенной, иначе из-за экранировки сигнала металлическим корпусом автомобиля дальность связи будет незначительной), но и вне автомобиля (полезно при парковке фур, например). При этом – если параметры рации достаточно продвинуты – такие рации в режиме FM модуляции обеспечивают высокую дальность связи в условиях леса и пересечённой местности – т.е. могут пригодится для рыбаков, охотников, туристов – и других ценителей активного отдыха на природе.
Одна из таких моделей – выпускаемая ООО “КБ Беркут” переносная AM/FM cb рация Штурман-882.
При разработке этой модели КБ Беркут попыталось сделать “универсальную” рацию – с высокой экономичностью, большой дальностью связи в режиме FM (частотной) модуляции (в режиме АМ – амплитудной – модуляции обеспечить высокую дальность и хорошее качество связи нереально, т.к. подавляющая часть электромагнитных помех – как природного, так и техногенного характера – носят амплитудный характер и адекватно отстраниться от них рации с АМ модуляцией не могут. АМ модуляцию – в силу традиций – используют исключительно водители-дальнобойщики. Все остальные пользователи эфира давно предпочли АМ модуляции более предсказуемую и надёжную FM модуляцию). При этом рация должна поддерживать АМ модуляцию – для связи с дальнобойщиками на трассе.
У любой универсальности есть оборотная сторона – линейность характеристик передатчика рации Штурман-882 в режиме АМ модуляции оставляет желать лучшего, т.к. её невозможно совместить с высокой энергоэффективностью применённой резонансной схемы передатчика. Т.е. приёмник и передатчик в режиме FM модуляции весьма неплохи – обеспечивают высокую дальность радиосвязи при уникально высокой экономичности. А врежиме АМ модуляции не всё так радужно – приёмник способен принять сигнал в 5-8 раз более слабый, чем необходим для работы импортных автомобильных раций (эффективный спектральный шумоподавитель в увязке с чувствительным приёмником с высокой избирательностью открывается сигналом 0,07 мкВ, тогда как в современных автомобильных рациях порог открытия шумоподавителя 0,5 мкВ). А вот передатчик слабее импортных автомобильных раций – как по мощности (у современных моделей выходная мощность 10-20 Вт), так и по линейности характеристик передатчика. Собственно, линейность характеристик передатчика в АМ у Штурмана-882 сильно зависит от применяемой автомобильной антенны- если применяется эффективная настроенная автомобильная антенна – линейность вполне удовлетворительная. При работе с плохо настроенными или компактными автоантеннами линейность ухудшается из-за нарушения режима работы резонансного передатчика “отражённой” волной при плохом КСВ.
Поэтому – при работе в режиме АМ модуляции с рацией Штурман-882 в автомобиле в связке с импортными автомобильными рациями у дальнобойщиков – следует учитывать, что дальность приёма у рации Штурман-882 в несколько раз будет превышать дальность передачи (т.к. приёмник лучше, а передатчик хуже, чем у современных импортных автомобильных раций). И – как и при работе с любыми (как поративными, так и автомобильными) рациями в автомобиле следует учитывать, что главный фактор, влияющий на дальность и качество связи – это применённая автомобильная антенна. Чем антенна длиннее – при условии её согласования по минимуму КСВ – тем выше дальность связи (есть и другие параметры, влияющие на КПД антенны, например, диаметр удлиняющей катушки – чем больше, тем лучше; толщина и материал используемого провода в удлинительной катушке – толстый посеребрённый провод лучше тонкого медного и т.п.).
Ещё один нюанс, важный при использовании портативных раций – в т.ч. и рации Штурман-882 – в автомобиле с внешними автоаантеннами на магнитном основании. Т.к. непосредственного электрического контакта с землёй (корпусом автомобиля) у таких антенн нет, важно подать на них “потенциал земли”. Это осуществляется автоматически при работе от бортовой сети автомобиля через автоадаптер. Если пытаться работать на внешнюю автоантенну на магнитном основании с портативной рацией, работающей от батареек – ничего хорошего – в смысле дальности связи – из этого не получится. Обязательно в машине применяйте автоадаптер для работы от бортовой сети питания автомобиля.
Ещё одна особенность рации Штурман-882 – в режиме FM модуляции максимальное напряжение внешнего питания 15 В, а в режиме АМ модуляции (т.к. помимо выходного каскада греется ещё и микросхема АМ модулятора) – не более 12,6 В.
Поэтому для работы в режиме АМ обязательно использование стабилизированного автоадаптера – например, выпускаемого для этих целей КБ Беркут. Это попутно и избавит от помех по цепи питания от бортового компьютера, системы зажигания, ксеноновых ламп и т.п.