Для автотуристов и водителей-дальнобойщиков представляют определённый интерес портативные СиБи рации с АМ/FM модуляцией. С такими рациями можно связываться на канале дальнобойщиков (27,135 МГц — С15евр, АМ-модуляция) не только из салона автомобиля (обязательно с внешней автомобильной антенной, иначе из-за экранировки сигнала металлическим корпусом автомобиля дальность связи будет незначительной), но и вне автомобиля (полезно при парковке фур, например). При этом — если параметры рации достаточно продвинуты — такие рации в режиме FM модуляции обеспечивают высокую дальность связи в условиях леса и пересечённой местности — т.е. могут пригодится для рыбаков, охотников, туристов — и других ценителей активного отдыха на природе.
Одна из таких моделей — выпускаемая ООО «КБ Беркут» переносная AM/FM cb рация Штурман-882.
При разработке этой модели КБ Беркут попыталось сделать «универсальную» рацию — с высокой экономичностью, большой дальностью связи в режиме FM (частотной) модуляции (в режиме АМ — амплитудной — модуляции обеспечить высокую дальность и хорошее качество связи нереально, т.к. подавляющая часть электромагнитных помех — как природного, так и техногенного характера — носят амплитудный характер и адекватно отстраниться от них рации с АМ модуляцией не могут. АМ модуляцию — в силу традиций — используют исключительно водители-дальнобойщики. Все остальные пользователи эфира давно предпочли АМ модуляции более предсказуемую и надёжную FM модуляцию). При этом рация должна поддерживать АМ модуляцию — для связи с дальнобойщиками на трассе.
У любой универсальности есть оборотная сторона — линейность характеристик передатчика рации Штурман-882 в режиме АМ модуляции оставляет желать лучшего, т.к. её невозможно совместить с высокой энергоэффективностью применённой резонансной схемы передатчика. Т.е. приёмник и передатчик в режиме FM модуляции весьма неплохи — обеспечивают высокую дальность радиосвязи при уникально высокой экономичности. А врежиме АМ модуляции не всё так радужно — приёмник способен принять сигнал в 5-8 раз более слабый, чем необходим для работы импортных автомобильных раций (эффективный спектральный шумоподавитель в увязке с чувствительным приёмником с высокой избирательностью открывается сигналом 0,07 мкВ, тогда как в современных автомобильных рациях порог открытия шумоподавителя 0,5 мкВ). А вот передатчик слабее импортных автомобильных раций — как по мощности (у современных моделей выходная мощность 10-20 Вт), так и по линейности характеристик передатчика. Собственно, линейность характеристик передатчика в АМ у Штурмана-882 сильно зависит от применяемой автомобильной антенны- если применяется эффективная настроенная автомобильная антенна — линейность вполне удовлетворительная. При работе с плохо настроенными или компактными автоантеннами линейность ухудшается из-за нарушения режима работы резонансного передатчика «отражённой» волной при плохом КСВ.
Поэтому — при работе в режиме АМ модуляции с рацией Штурман-882 в автомобиле в связке с импортными автомобильными рациями у дальнобойщиков — следует учитывать, что дальность приёма у рации Штурман-882 в несколько раз будет превышать дальность передачи (т.к. приёмник лучше, а передатчик хуже, чем у современных импортных автомобильных раций). И — как и при работе с любыми (как поративными, так и автомобильными) рациями в автомобиле следует учитывать, что главный фактор, влияющий на дальность и качество связи — это применённая автомобильная антенна. Чем антенна длиннее — при условии её согласования по минимуму КСВ — тем выше дальность связи (есть и другие параметры, влияющие на КПД антенны, например, диаметр удлиняющей катушки — чем больше, тем лучше; толщина и материал используемого провода в удлинительной катушке — толстый посеребрённый провод лучше тонкого медного и т.п.).
Ещё один нюанс, важный при использовании портативных раций — в т.ч. и рации Штурман-882 — в автомобиле с внешними автоаантеннами на магнитном основании. Т.к. непосредственного электрического контакта с землёй (корпусом автомобиля) у таких антенн нет, важно подать на них «потенциал земли». Это осуществляется автоматически при работе от бортовой сети автомобиля через автоадаптер. Если пытаться работать на внешнюю автоантенну на магнитном основании с портативной рацией, работающей от батареек — ничего хорошего — в смысле дальности связи — из этого не получится. Обязательно в машине применяйте автоадаптер для работы от бортовой сети питания автомобиля.
Ещё одна особенность рации Штурман-882 — в режиме FM модуляции максимальное напряжение внешнего питания 15 В, а в режиме АМ модуляции (т.к. помимо выходного каскада греется ещё и микросхема АМ модулятора) — не более 12,6 В.
Поэтому для работы в режиме АМ обязательно использование стабилизированного автоадаптера — например, выпускаемого для этих целей КБ Беркут. Это попутно и избавит от помех по цепи питания от бортового компьютера, системы зажигания, ксеноновых ламп и т.п.