Радиостанции Беркут – радиосвязь на природе


Радиостанции Беркут

Если вы заядлый рыболов или охотник или просто часто выезжаете с семьей на природу, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда кто-то куда-то ушел, и уже обед готов, а его все нет.

Или вы ушли за несколько километров, оставив семью в незнакомых местах. Начинает болеть душа. Хочется поскорее вернуться и убедится, что все в порядке.

Но с другой стороны вас увлекает рыбалка.

И это, на мой взгляд, излишнее волнение несколько мешает получать полноценное наслаждение от общения с природой. Избавится от этого, весьма неприятного аспекта пребывания на природе, а также приобрести ряд дополнительных возможностей, вам поможет простое обстоятельство – наличие радиосвязи!

Желание иметь хоть самое простое средство связи на природе возникло у меня давно. И вот, когда оно достигло апогея и слилось с материальной возможностью, я всерьез занялся изучением вопроса гражданской радиосвязи и предлагаемого на рынке оборудования.

Как оказалось, для свободного использования предназначен, так называемый, гражданский диапазон (с частотами 27 MHz) или СиБи – диапазон (от английского Citizen Band). Этот диапазон выделен во многих странах мира именно под свободное использование простыми гражданами. У нас в России, для того, чтобы пользоваться такими радиостанциями, достаточно зарегистрировать радиостанцию в ГосСвязьНадзоре и получить соответствующее разрешение (что-то около 200 рублей). /Комментарий – регистрации cb рации уже много лет не требуют – свободное использование физ. лицами радиостанций диапазона 27 МГц/

Затем я приступил к выбору конкретной модели.

Перво-наперво я обратился в специализированную фирму в нашем городе. Выбор радиостанций был достаточно широк, но все они были импортными, и самый дешевый вариант стоил около 100$ за штуку. Удивившись полному отсутствию на местном рынке отечественного производителя, я окунулся в необъятные просторы Интернет и набрел-таки на него – отечественного.

то было КБ «Пилот». /Комментарий – с 2004г называется ООО “КБ Беркут”/

Спектр выпускаемых КБ радиостанций достаточно широк. Но привлекла сначала, естественно, цена. За те пресловутые 100$ можно было приобрести ДВЕ радиостанции. Изучив модельный ряд, я остановил свой выбор на модели «Беркут 603М».

Краткие характеристики радиостанции:

– Прочный корпус. Не раз случалось ронять радиостанцию – без всяких повреждений.
– Питание от 6 аккумуляторов (АА) или алкалайновых батареек. Причем, купив аккумуляторы GP 1000 mAh, я до сих пор ими пользуюсь. Полной зарядки хватает на 2 – 3 выезда на природу (по 2-3 ночевки) с использованием радиостанций по необходимости.
– Зарядное устройство встроено в сами радиостанции. Для зарядки необходимо просто подключить радиостанцию к источнику постоянного тока (12В).
– Наличие трех каналов. В радиостанциях иностранного производства число каналов 40-60. Но если вы приобретаете радиостанцию для использования на природе (т.е. вдали от загруженного городского эфира) то трех каналов вам будет более чем достаточно. (В случае если какой-то канал занят, переключаетесь на другой). Хотя я с подобными ситуациями стакивался очень редко, может быть в силу региональных особенностей (Забайкалье). Эфир у нас достаточно чистый, плюс большие расстояния от индустриальных центров.
– Наличие тонального вызова. Это когда вы вызываете собеседника не голосом, а сигналом, его радиостанция при этом достаточно звонко пищит, чтобы привлечь его внимание, даже если он отошел, скажем, от машины, где она находится.
– Очень серьезная, для носимых радиостанций такого класса мощность. 4 Ватта при питании от встроенных аккумуляторов, и 8 Ватт при питании от внешнего источника (например от бортовой сети автомобиля). О чем говорит этот показатель? Прежде всего, о дальности связи, чем мощнее станция, тем дальше она «бьет». Ниже я расскажу о дальности более подробно.
– Возможность установки радиостанции в автомобиле. Во – первых, запитываем рацию от бортовой сети (имеется специальный переходник от прикуривателя). Во – вторых, устанавливаем на крышу специальную антенну (магнитное крепление, длина около 1,2 м).

Что это нам дает? Так как на дальность влияет, прежде всего, мощность радиостанции (см. предыдущий пункт), а также качество антенны, то мы получаем «Базу» с максимальными мощностными возможностями. Ведь автомобиль, как правило, находится в базовом лагере.

А если же ваша команда выдвинулась на нескольких автомобилях, то ничто так не скрашивает длинный путь, как общение между экипажами. Вы уже не волнуетесь, если один из автомобилей отстал, и не ломаете голову, а не случилось ли что?

И немаловажный фактор – всегда можно предупредить идущего сзади о всевозможных препятствиях при движении по бездорожью, а на асфальте – о неожиданных постах ГИБДД (тоже своего рода препятствие). Бывали у нас и такие моменты, что разные машины прибывали в назначенное место в разное время. А так как место табора бывает найти достаточно сложно, мы договаривались, на каком канале будет включена рация.

Подъезжающий экипаж километров за пять до цели выходил на связь, и его без труда выводили на цель. Теперь к слову о дальности. Между автомобилями на трассе (с довольно плоским рельефом) нам удавалось связываться на расстоянии в 30 км. Здесь нужно учесть, что обе рации питались от прикуривателя и использовались внешние автомобильные антенны.

– Возможность установки телескопической антенны (около 1,2 м в раздвинутом состоянии) вместо штатного «крысиного хвостика» (резиновая антенна длиной 20 см). Зачем это нужно? Вот теперь пришла пора поговорить о дальности. Стоит сразу заметить, что вопрос: «А насколько бьют радиостанции?» не имеет однозначного ответа. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо принять во внимание как минимум три основных фактора:
1. Мощность станции (и способ её питания).
2. Используемая антенна.
3. Рельеф местности (и возможные помехи).
Итак, о мощности мы уже говорили. В своей (ценовой) категории «Беркуты», пожалуй, – лидеры. (Напомню – 8 ватт от внешнего источника питания).

Теперь об антеннах. Я здесь не буду излагать основы устройства антенн и их эффективности. Скажу лишь, что наиболее эффективной является автомобильная антенна (рассчитанная на диапазон 27 MHz), далее следует телескопическая антенна, закрепляемая на корпусе рации. Штатный же, «крысиный хвостик» пригоден только для использования охранниками внутри зданий (Хотя до приобретения телескопических антенн, мы успешно пользовались ими).

Другими словами, чем длиннее у вас антенна, тем лучше, и чем выше она находится, тем аналогично. Однако, чтобы не обидеть профессионалов, следует заметить, что наиболее эффективной и простой антенной является антенна, сконструированная по формуле = лямбда/4. Для использования на природе лучше всего подойдет телескопическая антенна. Для сеанса радиосвязи антенна раздвигается, в походном же (сложенном) состоянии антенна вполне способна принять сигнал вызова.

Рельеф местности оказывает существенное влияние на дальность радиосвязи. Наилучшая дальность достигается в пределах прямой видимости. Так, например, мы находясь на рыбалке на равнинной реке Онон, без труда связывались на расстоянии 8 км. (одна станция находилась на автомобиле, вторая в лодке с антенной «крысиный хвостик»). Здесь следует заметить, что вода способствует дальнему распространению радиоволн. Так, что на озерах и равнинных реках дальность связи ограничивается только предельными возможностями станции.

Так на озере Шакша мы с берега поддерживали связь с лодкой, которую можно было разглядеть только в бинокль. Горный рельеф, конечно, сокращает дальность связи. Скрывшись за многократными, скалистыми поворотами реки, вы можете потерять связь уже через 1,5-2 км. Однако, при необходимости и здесь можно найти выход из положения. Достаточно подняться на гору повыше, и провести сеанс связи. К тому же, потеряв связь в конкретном месте, не следует прекращать попыток вызова, потому что, может уже через пятьдесят метров связь будет отличной – скажется эффект отражения радиоволн от скал.

В лесу дальность также сокращается. Радиоволны, многократно отражаясь от деревьев, быстро затухают. Здесь также есть несколько приемов: расположиться на опушке ближе к кромке леса с противоположной стороны от предполагаемого партнера по связи или влезть на дерево. Однако, как показывает практика, к таким приемам прибегать не приходится, ибо имеющейся связи на расстоянии 1,5 – 3 км вполне достаточно (например, на охоте или в походе за грибами, ягодами). Ну, и напоследок, поделюсь мыслями о целесообразности приобретения радиостанций.

Начнем с рыбалки на таежных речках. Мы с партнерами, как правило, расходимся в разные стороны по реке от базы. Это дает возможность охватить (разведать) больший участок реки. Получается схема мобильная станция – база – мобильная станция. И даже если между мобильными станциями связь уже не устанавливается, её осуществляют через базу. Поддерживая в этом случае связь, обладаешь информацией от партнера, и в любой момент можешь изменить маршрут или одновременно прекратить рыбалку (для переезда в другое место). База может созвать отряды, например на обед (не придется по нескольку раз разогревать пищу). О поимке каждой рыбы можно доложить сразу всей компании. На озерах, плавая в разных лодках, вы всегда в курсе, клюёт ли у партнера и что твориться в лагере на берегу.

На охоте радиостанции просто не заменимы в загонах, когда можно сообщить на какой номер пошел зверь. Да и при выездах за грибами – ягодами наличие связи весьма ценно: « Все ко мне! У меня тут целый ковер!».
С радиостанцией вы никогда не заблудитесь. Достаточно попросить базу посигналить или выстрелить, и вы четко определите направление.

А уж в поездке связь между машинами не только полезна, но и развлекает получше музыки!
С момента приобретения «Беркутов», я ни разу не пожалел о своем выборе, и получаю удовольствие от их использования. С момента приобретения шести радиостанций в 2000 г. вышла из строя только одна, будучи уроненной в воду она отказалась работать на одном канале – на двух других работает. Но эту неисправность, я думаю, устранит любой мастер.

Егор Карасев, г. Чита.

Оставьте комментарий