Тест радиостанций Беркут-601М2 и Беркут-803М


Тест портативных радиостанций Беркут 601м2, Беркут 803 с портативными, автомобильными и опытным образцом стационарной антенны (материал с сайта http://veslo.ru/2001/snaraga/berkut/803/test.html)

30 января 2005 года

Итак, очередной тест отечественных девайсов 27 диапазона состоялся…

Тест производила команда веслоруких (Ханума, Chil с другом Сергеем, Илюха и Ира Колоскова) на трех машинах с несколькими рацими и кучей разнообразных антенн.

Test Berkut 601m2 803
31.01.2005
PICT1837PICT1838PICT1842 
Рации Беркут 803 и 601м2Так выглядит стационарка в свернутом видеОбочина у лагеря  
 PICT1847PICT1849 PICT1853 
Х. на связиИлюха скатился с обочины… и он же – на дереве  
PICT1857 PICT1844PICT1854
Установка проволочной антенныАвтоантенна на крышеЧил и Серега

Надо отметить, мы неплохо потусовалась: подышали свежим воздухом и заодно сделали полезное дело :)))… Несмотря на обилие снега на дорогах и бодрящий морозец –13 (точь-в-точь, как на прошлом тесте!) мы с Чилом не замерзли, а «разъезды» нигде, слава Богу, не навернулись…

Сразу скажу, что тест был обставлен несколько бестолково, так как наша группа пыталась объять необъятное с ограниченным количеством машинок, а еще Прутков говорил, что это невозможно! :)_ Кроме того, жаль, что больше никто не напросился с нами с другими видами раций – было бы интересно совместное тестирование диапазонов. И, тем не менее, кое-что удалось…

Общий план таков: мы с Лехой сидим в лесу около базовой антенны, с одним Беркутом 803 и одним 601, периодически меняя их местами и насаживая разные антенны. Позывной «база». Рабочие частоты – весловские (см. Дупло http://www.veslo.ru/2001/radio/radio.asp )

«Первый» условно едет на север, постоянно от нас удаляясь, имея на борту Б601 с автомобильной антенной, «вторые» – условно на восток, с Б803, авто- и другими антеннами, удаляясь как от базы, так и от «первого». Обе группы имеют GPS . «Вторые» едут с моей уже опробованной навигационной связкой BT-48 – Sony UX50 (которая, к великому изумлению, проработала все время теста без подпитки! в тепле?… прорисовала трек туда-обратно, и не сдохла, вызвав прилив нежности у штурмана J)

Вновь, по ряду причин, был избран Пушкинский район. Базу свили в лесу, недалеко от Степаньково.

Карта:

untitled

Ребята установили антенну, которая представляет из себя просто длинный изолированный провод, веревку для крепления, коробочку и отросток от нее с BNC-разъемом. Рабочая длина ~520 см. В свернутом виде антенна напоминает клубок (см. фоторяд). Верхнюю часть антенны укрепили на суке примерно в 6 метрахот земли, для чего Илье пришлось поиграть в маугли и влезть на дерево. Не придя к единому мнению, наклонили ее под 45 градусов вниз, носом, повернутым ОТ разъездов , перпендикулярно дороге (см. карта). Не знаю, зачем ребята так сделали, но что было, то было… К стационарке для начала прилепили Б803, на 601 надели хвостатый суперфлекс.

Автомобильные антенны на мощных магнитных ногах разместили по науке – ровно по центрам крыш. Магнит защищен резинкой, сам ус – гибкий пруток метра потора длиной. Надо отметить, что эти антенны произвели впечатление «доделанных» девайсов, и внешне мне понравились.

«Вторые» получили уже известный суперфлекс и телескоп; пару таких же антенн я оставила у себя.

Работали на одной частоте, по другим рыскать не понадобилось. Иногда слышали диспетчеров, но друг другу, похоже, не мешали. Это еще раз говорит о том, что не в количестве каналов счастье, а в их качестве… J

Несмотря на небольшой охват территории, скажу сразу, что мы проваландались более трех часов, до заката; но что хотели узнать – мы узнали. Лично меня интересовали только данные, превышающие 7-8 км(максимальная дальность очень хорошей связи, зафиксированной мною для станций Б601)

Взгляд “первого” (Б601, автоантенна):

Точка

Населенный пункт

Условия радиосвязи

До базы, км

До второго, км

1Ельдигино
(выезд)
А – отличная связь с базой6,40
2100 до “Бетонки”А – слышу переговоры 2 и базы, посредственно10,90
32-3 кмот развилки на бугре, 1 и 2 – разъехалисьА – связь с базой хорошая с шумами, связь с 2 – отличная13,42,8
4На бетонке рядом с ЛЭПА – связь с базой хорошая, с 2 – хорошая (у обоих – телескоп)154,3
5На бетонке рядом с ЛЭП, ждет “второго”А – хорошая связь с базой и 216,37,2
6100 мпосле поворота на НовогришиноА – отличная связь с 2 со всех типов его антенн; базу слышно плохо, хрипы и высокочастотные шумы. Слышны переговоры: 2 слышит базу с переменным успехом (меняет точку связи), база слышит 2 очень хорошо). В целом связь удовлетворительная18,611,3
7Д. ГришиноА – связь с 2 хорошая на авто, на его телескоп – значительно хуже (хрипы, шумы), но в целом слова разборчивы. Слышу переговоры с базой. 2 слышит базу плохо! База меня не слышит (наверное), я базу не слышу, или слышу плохо.19,411,7
8Д. НикулиноА – базу не слышу. Связь с 2 – хорошая. 2-ой слышит базу с автоантенны на 4,5.Телескоп и суперфлекс 2-ого слышу плохо. 2-ой принимает меня на телескоп на «3», базу слышит на 3-4 балла2011,4
9На бугре за Д. Ваньково(за р. Яхрома)А – связь с 2 средняя – шумы, приходится запрашивать повторы обоим. 2 слышит на 3 балла. Эпизодически и очень плохо слышу базу. База меня не слышит.2416

   Взгляд “второго”(Б803, суперфлекс, телескоп, автоантенна) :

Градации оценок:

плохо” – 2 бала по 5-и бальной шкале. Слышно только присутствие станции, разбираются только отдельные слова, наблюдаются замирания сигнала, прием практически невозможен.

удовлетворительно” – 3 бала по 5-и бальной шкале. Сила сигнала периодически меняется. Разбирается порядка 60-70% слов. Приходится несколько раз запрашивать повтор передачи информации, иногда присутствуют сильные помехи от других станций.

хорошо” – 4 бала по 5-и бальной шкале. Разбирается 95-100% слов. Связь осуществляется практически без напряжения, иногда возможны кратковременные помехи.

отлично” – 5 бала по 5-и бальной шкале. Принимаемый сигнал сильный, разбирается 100% слов, связь ведется без напряжения, присутствующие помехи не мешают ведению радиосвязи.

Связь с “первым”:

Связь между подвижными позициями “Первый” и “Второй” во всех контрольных точках кроме последней (“Мураново”) осуществляется с отличным или хорошим качеством на автомобильные антенны. При использовании телескопической антенны или антенны типа “Флекс” связь иногда ухудшается до трех балов. В контрольной точке “Мураново” связь с подвижной позицией “первый” возможна только на автомобильную антенну с качеством 3-2 бала. Сила принимаемого сигнала периодически меняется вплоть до полной потери связи.

Связь с “базой”

Точка

Населенный пункт

Условия радиосвязи

До базы, км

До первого, км

1Д. Ельдигино
(выезд)
Ф – плохо
Т – плохо
А – хорошо-удовлетворительно (прим мое: это прикол! машины стоят почти рядом, Илья слышит меня идеально с 601, а Сергей с 803 – хуже. Плохая “точка”?)
6,40
2“Бетонка”Ф – плохо
Т – плохо
А – плохо(тоже удивительно…)
11,10
3БалабановоФ – удовлетворительно
Т – удовлетворительно
А – плохо
13,54,3
4Перед ЛЭПФ – плохо
Т – плохо
А – плохо
~157,2
5Д. ВолодькиноФ – плохо
Т – хорошо (прием)
А – хорошо (передача)
16,311,3
6Д. ЛуговаяФ – плохо
Т – удовлетворительно (прием)
А – удовлетворительно
15,611,7
7Д. ПапертникиФ – плохо
Т – плохо
А – удовлетворительно
13,911,4
8Д. МурановоФ – плохо
Т – плохо
А – удовлетворительно
13,816
Ф – антенна “СуперФлекс”
Т – антенна телескопическая
А – антенна автомобильная

Взгляд “Базы” – с обоими разъездами

Этапы связи

Населенный пункт, кто вышел на связь

Условия радиосвязи

От базы до «первого», км

От базы до «второго»,

км

11,2 до ДарьиноВысота стационарной антенны – 6 м, луч наклонен в противоположную сторону от разъездов.
Идеальная связь со всеми видами раций и антенн обоих разъездов
3,53,5
21,2 из ЕльдигиноСвязь со 2 – отличная, 1 слышу отлично, но он нас – нет! Даже с базовой. Круто! Попросила 2 передать это 1.6,46,4
32, Из Балабаново, Хлопенево, 1 с бетонки2 слышу отлично на базовую и на флекс с 803. Отвечаю. Причем с флекса ответы тоже слышны.

1 меня то слышит, то нет, все время вызывает на связь. Слышу его отлично, но ответить не всегда могу. Когда прорываюсь – 1 слышит хорошо. Но хочется пнуть стационарную антенну ногой :)15-1613,5 – 14,742, Из ВолодькиноСвязь с 2 очень хорошая. Отлично слышу 1, но он меня, похоже, плоховато.18,616,352, Из ЛуговойСвязь со 2: база-флекс 3,4, база-телескоп 3,3, база-авто 5,6

1 по-прежнему что-то щебечет вдали…

Переставили стационарную антенну лучом к разъездам, высота ~2,5 метра. 1 сразу услышал! Поговорили, но связь то есть, то нет.19,415,662, Из ПапертниковПередача с флекса проблематична. С базовой 2 слышу отлично, разговариваю с ним. Меня он слышит хуже – то удовлетворительно, то хорошо. Смена «точки разговора» на базовой (2 мближе к лучу) привела к улучшению связи на балл! 1 – далекий трудноразличимый сигнал. Иногда вдруг прорывается аж на «4», но меня опять то слышит, то не слышит.

2013,971,100 мот поворота на НовогришиноВылез 1! Прием база-авто – хороший! (~4,7) Удивительно. Но 1 меня слышит хуже. После этой точки линию связи закрывает первая ЛЭП.18,616,381, Из НикулиноСвязь с 1 на «двоечку». Слышно, как разъезды общаются между собой, видимо, лучше, чем я. После Никулино – «двойная» ЛЭП. Слышно, что
2 просит 1 о повторе связи – не может различить название деревни.2011,792, из МурановоСвязь база-авто со 2 хорошая – 4,5. База-флекс – 2,32413,8101, из ВаньковоПроклюнулся 1! Слышу постоянно его далекие и слабые переговоры с 2 и вызовы базы, но мои ответы он явно не слышит.2413,8

По всему видно, что самый сильный передатчик, которого все отлично слышали, других (базу, в частности) слышал более посредственно. Б803 (8 ватт) с базовой антенной оказался слабее на передачу, чем Б803 с автоантенной. На протяжении почти всего теста я слышу “второго” хорошо-отлично, он – хорошо-удовлетворительно, иногда даже плохо. “Дельта качества ” – примерно 1,5-2 условных балла. Почему так произошло?

Б601 (4 ватта) с автомобильной антенной оказался немного слабее “собрата” по разъезду, однако это не мешало им довольно успешно связываться.

“Первого” до определенного момента тоже слышала хорошо, пока он резко не “пропал”. Меня он слышал редко, а после ЛЭП вообще перестал слышать, даже плохо.
Есть подозрение, что с базовой мы просто не умеем работать, либо она требовала заземления. Даешь инструкцию по установке!…

shema

Тест так же показал, что в ряде случаев телескоп на прием “побил” автоантенну. База тоже (см. разговоры со “вторым”) О чем это говорит? О том, что она отлично передает, но принимает хуже… имхо… Вот если бы сапоги ивана иваныча к сюртучку петра петровича… )))) Или сигналы на прием были слишком слабы.

Мы с Чилом не всегда торчали у стационарки, а несколько раз в течении теста выходили на ближайшую полянку с Б803 и суперфлексом. Хорошо слышала обоих, иногда совершенно без проблем разговаривала со «вторым», который при этом находился на расстоянии 13-15 км. С «первым» – проблемы. Очень хорошо слышала с флексом, надетым на Б601, сообщения «второго» из Володькино, Герасимихи, Хлопенево, Балабаново. Но мои ответы с флекса доходили не всегда.

Одна из проблем, возможная с «первым» – плохой контакт разъема автомобильной антенны с Б601 – Илья постоянно придерживал, по его словам, пальцем. Более того, подобная проблема возникла у нас и с базовой, когда мы пытались к стационару прикрепить Б601. BNC-гнезда 601-ой и разъемы новых антенн с трудом пролезают «ушками» в дыры. Видимо, коннекторы делают на разных коленках. Я уже обращала внимание производителя на это! Телескоп снимать с Б601 вообще приходится пассатижами…

Батарейки GP 4 часа подряд проработали на морозе без проблем, и еще осталось. Когда возвращающися разъезды были уже в нескольких км от базы, связь с Б601 (флекс) была на «5», хотя диод при нажатии на тангенту уже почти не горел, показывая, что питание скоро сдохнет.

Приехавшие домой 803 еще могут переговариваться, вопреки утверждению Чила. Однако несколько часов постоянных переговоров их явно утомили.

Отрицательные внешние факторы, которые могли повлиять на связь при тестировании:

– «запретка» в зоне мобильных разъездов, и, возможно, в зоне связи с базой (точное местонахождение неизвестно)

– большие массивы леса с сильно заснеженными деревьями

– расположение «базы» ниже уровня дороги (метра на 2-3)

– первая ЛЭП и вторая «двухполосная» ЛЭП (см. карта), которые «зависли» между базой и разъездами на дальних расстояниях.

Первые выводы:

Базовая антенна

Илюха:

Ориентации базовой антенны в обоих случаях была неверна, как выясняется после прочтения некой теории в интернете. Вариант 2, который нарисовала Ася – это как раз так, как надо было вешать, только чуток выше. А реально – в первый раз она висела параллельно дороге, нижняя часть ближе к пос. “Правда”. А второй раз она висела под 45 градусов к дороге (если сверху смотреть), нижний конец дальше от пос. “Правда”. (прим: вот она, истина! А мне сказали, что было почти перпендикулярно!) Исходя из вышесказанного, назвать всё это наверное надо репетицией теста, а не тестом :))

Я:

Базовая антенна неплохо работает на прием с любых антенн, но на передачу – гораздо хуже. Я надеялась, что хоть тридцатник она покроет, и всех вокруг зашибет, но не тут-то было!

Осталось непонятным, как ее растягивать: высота, угол наклона, направление наклона. Одно можно точно сказать – угол наклона должен быть направлен условно в сторону удаленного переговорщика. А если их двое и они разбегаются в разные стороны?…

Работа Б601 и Б803 с этой антенной практически одинакова, но на большие расстояния Б601 «пробивал» хуже, а потом вообще заглох. То ли из-за более слабой мощности передатчика, то ли из-за неправильной настройки антенны. Потому что даже 803-ий тоже местами не пробивался, хотя все слышал, в т.ч. и всяческих окружных диспетчеров.

Мы надеялись, что именно стационарная антенна станет «посредником» на переговорах, а получилось, что эту роль почти все время выполняли «вторые».

Возможно, производителю будет полезно ознакомиться с конструкциями антенн, предложенных вот здесь http://www.veslo.ru/2001/other/antenn/antenn.html. Может быть, и нам надо было просто подвесить антенну вертикально?…

Чил:

Удобство и впечатления – несколько коротковата (супротив ожидания), но при этом длиннее ее при использыемых материалах сделать вряд ли возможно – вес, объем увеличаться довольно значительно. Использовать довольно удобно, оттяжка достаточной длины – хотя вторую и пришлось привязывать, но очень просто можно было бы обойтись и без нее – при невысоком подвесе и без снега. Катушка для укладки удачно закреплена к самой антенне – не потеряешь, она небольшая, но для сматывания антенны достаточна. Несколько озадачила и насторожила неисправность в коннекторе (думается, именно антенны, а не рации) – в походе это может быть очень критично, а разъем высокочастотный, ремонтировать его в походных условиях тяжело, а тот, что используется в данном варианте (обжатый термоусадкой?) – и вовсе, видимо, маловозможно.

Ориентация – антенны такого типа имеют, конечно, диаграмму направленности, но на практике “лепесток” излучения “раскрывается” под углом около 45 гр., так что ориентация его достаточно условна и примерна (“+- поллаптя”). Но, безусловно, учитывать ориентацию (хоть и примерно) при использовании необходимо.Эффективность – при небольшом удалении абонента реально бОльшая (в сравнении с флексами) эфефективность не слишком-то сказывается (что и понятно), но на предельных удалениях она весьма заметна. На эту антенну местность и условия прохождения сигнала влияют точно так же, как и на флексы (естественно – законы физики!), и при ее постановке точно так же желательно забираться повыше и искать как можно лучший вариант размещения без значительных препятствий между абонентами.Резюме – достойная штуковина, очень бы хотелось поиметь хотя бы одну на группу, при планируемых радиалкахразведках – парочку.

Автомобильная антенна

Я:

Я довольна комплектом – «автоантенна – Б803». Отличный «бой» и прием. Эта схема стала, фактически, посредником между всеми членами группы. Мы на базе хорошо слышали «вторых» на все виды антенн и модели раций. «Вторые» чуть менее довольны приемом, но что делать, если передатчики вокруг оставляли желать лучшего… Тем не менее, обе “автошки” друг с другом общались без проблем, до 15 км. Для портативных раций – весьма неплохой показатель.

Сожалею, что 803 было всего две штуки, и не удалось реально потестировать обе авто именно с этой моделью… Но исходя из результатов теста, могу с уверенностью предположить, что на20 кмБ803 с обоих сторон будут связываться без особых проблем. А для колонны, кажется, больше и не нужно, тем более при движении по одной дороге!

Б601 с автоантенной периодически пробивался с довольно неплохим качеством, но чаще терялся, а за ЛЭП почти совсем потерялся. Кто виноват – антропоген, малая мощность или «недорасчет» антенны с работой на Б601? (Ремарка: боюсь, подгадила еще одна штука: засунутый в гнездо питания и “забытый” там отвес от старой антнны, который “прошит” у меня через ремень. Возможно, он в паре с автомобилкой категорически не сработался.)

Автоантенна, судя по нацепленному на нее ярлыку, каким-то образом настраивается глубиной засовывания «уса» в «ножку» (катушку?). Но как и каким образом точно проверить правильность «заглубления» – неясно. Мы засовывали «ус» до упора.

Чил:

Собственно, очень коротоко – видел-то я ее совсем чуть-чуть… НЕ понравилось – при снятии самой антенны болтики остаются болтаться просто так, они очень короткие и запросто могут потеряться. А вообще, конечно, автоантенна РУЛИТ. Однозначно! И она значительно эффективнее наклонного луча.

Прочие антенны

Собсно, среди прочих штатные не испытывались, а только суперфлексы и телескопы. По общему мнению, суперфлексы «побили» телескопы. У последних та же беда, что и у базовой: они хорошо принимают – но сами ни хрена не передают. То-есть передают, когда захочется или звезды лягут… нестабильно и слабее собрата-флекса, несмотря на в три раза большую длину. Мы с Чилом в конце-концов перестали их цеплять, и сосредоточились только на стационарке и флексах.

Тут небольшое отступление: первично я была введена в заблуждение разработчиком, который уверял, что суперфлекс работает только в паре с отвесом. Ничуть не бывало. Оказывается, теоретики, как водится, ввели бедную женщину в заблуждение J Антенна работает и без отвеса. Только с ним она увеличивает дальность связи в 2 раза (по сравнению со штатной), а без него – в полтора. Поэтому клиент может просто снять «хвост», если он ему не критичен в данный момент. Итак, проблема «хвоста» оказалась решена! Какая приятная неожиданность…

Беркут 803

Чил:

Впечатления – здоровенная бандура, значительно более тяжелая чем двухканальный вариант.Удобство – приятно лежит в руке, тангента передачи под пальцами, остальные органы управления тоже расположены удобно и логично. Очень порадовал двухцветный индикатор приемапередачи, не смотря на бОльшие габариты неудобства в использовании не было. Тех. характеристики – излучаемая мощность у нее, конечно, впечатляет… Но большая мощность – высокое энергопотребление, по впечатлению – примерно в два раза выше, чем у двухканалки. Резюме: мощность – это, конечно, хорошо. Но! ТАКОЕ энергопотребление (а сожрала она батарейки в момент, считай), да и вес… В общем, я в глубоких раздумьях, нужна ли МНЕ такая машинка..

Я:

Что касается Беркута 803, то мне он понравился. Не размером, понятно, и не изысканностью дизайна J А функциональностью. 803-я модель в два раза мощнее Б601, больше по размеру, и потребляет 8 батарей формата АА, выпаривая из них честные 8 ватт. Если вес для туриста не критичен (не на горбу весь маршрут тащить) – 803-я, безусловно, предпочтительнее Б601 в плане дальнобойности и качества связи. Мне показалось, что 803 быстрее “ел” батарейки, но все равно работал до упора, и еще осталось. Возможно, GP подсадил мороз (рация ни разу не пряталась в тепло) и длинный треп без перерыва. В экономном режиме батареи должны жить не менее 30 часов. Хотя это тоже проверять надо… 😉

Немного о новой модели: отличия Б803А от Б803, которая выйдет в серию в феврале: незначительные изменения в схеме (говорят, в лучшую сторону), активация голосом (VOX), возможность подключения любой мультимедийной гарнитуры. Неплохо бы попробовать… 🙂

Общий вывод по тесту:

На текущий момент лучшая портативная антенна – суперфлекс, лучшая “дальнобойная” – авто. К сожалению, использовать ее в походе представляется затруднительным, так как у нее довольно тяжелая “нога”, и она требует под собой широкой железной основы, роль которой выполняет крыша автомобиля, или трехлучевого заземления. В любом случае, интересно сделать опытный образец стационарки на базе автоантенны. С проволочной еще придется возиться – либо конструкторам, либо нам 🙂

Машинки работали нормально, без сбоев, если не считать вышеописанных глючков с разъемами и тп. В целом связью я довольна, но, честно говоря, ожидала большего, хотелось качественной работы от больших антенн в радиусе хотя бы в 20 км… 🙂 (правда, обычно этим могут похвастаться только автомобильные рации, а не портативные) Но ведь мечтать не вредно?… 🙂

Хорошо бы довести до ума стационарку к летнему сезону…

Очевидные плюсы девайсов – рекордно низкая цена в соотношении с дальностью связи. Один из минусов, которым любят потыкать оппоненты – малое количество каналов – ушел как-то сам собой в небытие. Остальные минусы никуда не делись, но если машинки будут исправно передавать и принимать, мне они не существенны.

Короче, ждем реакции производителя.

***

Что бы еще хотелось сделать с имеющимися девайсами?

– Проверить на дальность связи автоантенны _только_ с рациями Б803

– Отыскать опытным путем наилучшее положение стационарки

– Проверить на _дальность_ работу стационарной антенны и авто-Б803. А то получилось, что единственный мощный «комплект» застрял практически на параллельной линии. Каюсь, неверное распределение обязанностей J Кроме того, хорошо было бы взять с собой парочку импортных портативных раций СиБи-диапазона (или другого), дальнойбойность которых заявлена как 15 км. (например, ALAN Midland серии GXT, или G225, типа 2 ватта = 8 км; заодно и проверим… 8)))

Короче, тесты будут продолжены… как потеплеет 🙂

Производитель предоставленных радиостанций и аксессуаров – КБ “Беркут”, бывший “Пилот” – http://kbberkut.ru/price.htm

Сова

Обсудить в Дупле

Оставьте комментарий